Follower of Jan Massys
Кающаяся Магдалина
Доска, масло
74.2 x 102.2 cм (29 x 40 дюйма)
Кающаяся Магдалина — это чрезвычайно интимное изображение Марии Магдалины посреди дремучего, массивного леса. Она сосредоточенно молится над иллюстрированной Библией, ваза и деревянное распятие лежат рядом. Такое впечатление, что она остановилась недалеко от дороги, виднеющейся вдали справа, ведущей к мистической цитадели или какой-то геометрической структуре.
Композиция Кающейся Магдалины располагает отличительными чертами фламандской живописи середины XVI века. Считается, что это работа последователя Яна Массейса. Тема и общая задумка навеяны работами Яна Массейса и его мастерской, но удлиненные пропорции и более тяжелые, слегка треугольные лица, могли быть написаны под влиянием более прогрессивного фламандского живописца — Франса Флориса. Изображение частично обнаженной коленопреклоненной Магдалины на фоне пейзажа было широко распространено в то время, но здесь автор вводит необычный элемент, он создает грот за головой святой. Похожий, но не идентичный прием мы видим в работах другого современника мастера, Маартена де Воса, известных благодаря гравюрам Антуана Виерикса1.
Считается, что данная работа принадлежит руке последователя Яна Массейса (1509 — 1575). Массейс, сын Квентина Массейса (1466 — 1530), был членом гильдии Святого Луки в Антверпене. Принято думать, что Массейс уехал во Францию после изгнания из Брабанта в 1544 году за его еретические взгляды, возможно в Фонтенбло. Возможно он был и в Германии, и в Италии, примерно в 1549 году. В 1555 году он возвращается в Антверпен во время второго, наиболее продуктивного периода его творчества (1555 — 1578). На протяжении жизни он работал в классическом стиле, часто под влиянием своего отца, особенно в сатирическом жанре. Работы Массейса в основном концентрируются на узком круге популярных сюжетов, которые он зачастую повторял: Дева Мария с Младенцем, Святой Иероним и Мария Магдалина. Массейс известен своими изображениями обнаженных женщин и частым использованием сцен из Ветхого Завета. Его мифологические и аллегорические картины зачастую изображали женское тело.
1 See Hollstein Dutch and Flemish Etchings, Engravings and Woodcuts, 1450-1700, vol. 44, Maarten de Vos, no. 1119, reproduced vol. 46, pl. 100.